Главная Ученикам История и обществознание Словарь понятий по обществознанию
Словарь понятий по обществознанию
Автор: Н.Ю.Исаченкова   

Человек как биосоциальное существо

АНТРОПОГЕНЕ́З - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития.
ЧЕЛОВЕК - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
СОЗНАНИЕ - Это совокупность всех психических процессов (мышление, память,  внимание, воображение, воля) и совокупность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование..).
Познание мира. Формы познания.
ЦЕЛЬ - получение знаний о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
СРЕДСТВА - наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы познания.
РЕЗУЛЬТАТ - получение достоверного знания о рассматриваемом предмете.
ОЩУЩЕНИЕ - отложение в психике какого-либо отдельного свойства предмета.
ВОСПРИЯТИЕ - комплекс ощущений, формирующий целостный образ предмета.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - образ предмета, существующий в психике, при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.
ПОНЯТИЕ - форма мысли, отражающая предметы в их общих и существенных признаках.
СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, их свойствах, отношениях между ними.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мысли, состоящая в выводе одного суждения из другого (других).
Истина и ее критерии.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - это полное, исчерпывающее, окончательное знание о предмете.
РАЦИОНАЛИСТЫ - сторонники философского направления (рационализма), отрывающего мышление от чувственного опыта и считающего разум единственной основой научного познания.
СУЩНОСТЬ - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве его свойств и форм.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - преднамеренное искажение каких-либо данных.
ЭМПИРИКИ - сторонники философского направления (эмпиризма), признающего чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающего значение теоретических обобщений при изучение фактов, явлений.
ЯВЛЕНИЕ - это внешняя форма существования предмета.
ЗАБЛУЖДЕНИЕ  - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним.
ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
         1. соответствие законам логики;
         2. соответствие ранее открытым законам науки;
         3. соответствие фундаментальным законам;
         4. простота, экономичность формулы;
         5. парадоксальность идеи;
         6. практика.
ПРАКТИКА - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
Функции практики:
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Деятельность человека и ее виды.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью, которой является его изменение и преобразование.
СУБЪЕКТ - тот, кто осуществляет деятельность 
ОБЪЕКТ - то, на что непосредственно деятельность направлена 
ЦЕЛЬ - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. 
СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности. 
ДЕЙСТВИЯ - составляющие компоненты (звенья) деятельности 
РЕЗУЛЬТАТ - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* материально-производственная деятельность (преобразование объектов природы); 
* социально-преобразовательная деятельность (преобразование общества).
ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 
* познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах); 
* ценностно-ориентировочную деятельность (определения отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); 
* прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по творческой роли деятельности):
* Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда) 
* Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели)
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по характеру человеческой активности):
* Созидательная деятельность - производство орудий труда, духовных ценностей 
* Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу и общество.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по способу формирования человека как личности):
* ИГРА - вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности В игровой ситуации имитируется действительность Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес
* УЧЕНИЕ - Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности
* ТРУД - Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта ,удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей Характерно изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира
* ОБЩЕНИЕ - Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании. Понятия общение и коммуникация не равны.

Общество как динамичная система
ОБЩЕСТВО (в узком смысле)
* Исторический этап развития человека; 
* круг людей объединенных общностью положения, интересов, происхождения; 
* Страна, государство; 
* Объединение людей с какой-либо целью.
ОБЩЕСТВО (в широком смысле)
* Все человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии;
* Все население Земли, совокупность всех народов;
* Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединений.
СИСТЕМА - множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих определенную целостность, единство.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА - отношения, которые складываются при обмене, потреблении, распределении и производстве материальных благ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА - отношения между гражданским обществом и государством, отношения между государством и политическими партиями.
ДУХОВНАЯ СФЕРА -отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их распространение, сохранения, использования.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - отношения, возникающие между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение социальных функций и строится на основе определенных социальных норм, правил, стандартов.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности общества.
Фомы и разновидности культуры
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - 
* культура какого-либо определенного народа, основанная на национальных традициях и ценностях.
* Отражает  особенности общественной жизни народа в конкретно-исторический период.
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - является коммерческой формой производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА - рассчитана на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по восприятию произведений.
СУБКУЛЬТУРА - 
* Культура какой-либо социальной или демографической группы
* Закрепляется и проявляется в особых чертах поведения людей, сознания, языка, системе ценностей, во внешнем виде.
КОНТРКУЛЬТУРА - совокупность социокультурных установок определенной группы, противостоящая фундаментальным принципам господствующей культуры.

Противоречивость общественного прогресса
ПРОГРЕСС - 
1) направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к сложному, движение к более совершенному и передовому, изменение к лучшему. Социальный прогресс - развитие людей, человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию; 
2) успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
ЭВОЛЮЦИЯ - постепенные, количественные и качественные изменения.
РЕВОЛЮЦИЯ - это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
РЕФОРМА - это субъективный процесс направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство в экономической, политической, духовной, социальной сфер общества.
ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРОГРЕССА -
* Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
* Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
* Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
* Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Многообразие путей и форм общественного развития
ЦИКЛИЧЕСКАЯ СФЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - исторические этапы общественного развития не заменяют друг друга по восходящей линии развития, а просто приходят на смену друг друга.
ЛИНЕЙНО-ВОСХОДЯЩАЯ СФЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - 
* Историческая ступень развития человечества, следующая за варварством (дикость → варварство → цивилизация). 
* Характеристика единства национальных культур определенного региона или (и) на определенном историческом отрезке.
* Высокий уровень развития материальных благ и способов их потребления.
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД -
* отрицает единство всемирно-исторического процесса;
* заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации;
* основой этого развития считается духовная культура.
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений.
ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД - 
* Обобщал исторический опыт Европы. 
* Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационного подхода на все государства. 
* "Азиатский способ производства"  
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - преобладающим занятием является земледелие, рыболовство, подавляющее число населения занято в сельском хозяйстве.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - Тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность. 
ПОСТИНДУСТРИАЬНОЕ ОБЩЕСТВО - общество, в котором ценится информация, подавляющая часть населения занята в сферах, связанных с добычей и оперированием информацией.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения, возникающие между людьми в процессе создания материальных благ.

Глобализация, глобальные проблемы
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - Означает общепланетарный характер тех или иных явлений и процессов.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - 
* Группа проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. 
* Носят планетарный характер. 
* Угрожают гибелью всему человечеству. 
* Требуют коллективных усилий мирового сообщества.  
ИНТЕРСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - это проблемы, связанные с отношениями между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами.

Научное познание
НАУКА - 
* Форма общественного сознания, отражающая реальность в специфической форме научных представлений, понятий, теоретических систем.
* Отрасль духовного производства, основной продукцией которой являются понятия, законы, теории.
* Социальный институт с соответствующей структурой и функциями, осуществляемыми по определенным социальным нормам и культурным образцам.
* Непосредственная производительная сила общества: внедрение научных  достижений в производство и в каждый из компонентов производительных сил,
предметы труда, орудия труда и самих производителей
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
ЗАКОНЫ - устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами и свойствами явлений.
 ТЕОРИЯ- система взаимосвязанных утверждений, законов.
СУБЪЕКТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - исследователь, научный коллектив, общество в целом.
ОБЪЕКТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - человек, общество, природа. 
СРЕДСТВА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - система методов и приемов, которые используются в процессе познания. Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.
ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - описание, объяснение и предсказание явлений окружающего мира, а также применение научных знаний в практической деятельности.
 ГИПОТЕЗА - предположение
ЭКСПЕРИМЕНТ - практическая проверка выдвинутой гипотезы. Обычно эксперимент проводится с применением моделирования. 
МОДЕЛИРОВАНИЕ- это исследование объектов познания при помощи моделей.
 МОДЕЛЬ - это упрощённый образ объекта или явления. В нем  выделяются те черты, которые должны быть изучены или усовершенствованы.
АНАЛИЗ - мысленное расчленение объектов, предметов на составные части и мысленное выделение в них отдельных признаков.
СИНТЕЗ - мысленное соединение в целое частей объекта, предмета, либо основных признаков, полученных в процессе анализа.
СРАВНЕНИЕ - мысленное установление сходства и различия предметов по 
ОБОБЩЕНИЕ - мысленное объединение отдельных предметов в некоторое понятие. 
ДЕДУКЦИЯ -  это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.  
ИНДУКЦИЯ - логическое умозаключение от частных фактов к общим выводам, которые впоследствии становятся законами.
Мировоззрение, его виды и формы
ВНУТРЕННИЙ (ДУХОВНЫЙ) МИР ЧЕЛОВЕКА - создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
ПОЗНАНИЕ (ИНТЕЛЕКТ) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
ЭМОЦИИ - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
ЧУВСТВА - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
УБЕЖДЕНИЯ- устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа - религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
НАУЧНОЕ МИРОВЗЗРЕНИЕ - теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. 
МЕНТАЛИТЕТ - совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Потребности и интересы
ПОТРЕБНОСТЬ - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
ИНТЕРЕС (лат. interest - иметь значение) - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Свобода и необходимость человеческой деятельности
СВОБОДА - есть познанная необходимость.
СВОБОДА (ВОЛЯ) - возможность поступать так, как хочется.
СУЩНОСТЬ СВОБОДЫ - выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

СВОБОДА - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Образование, его значение для личности и общества

ОБРАЗОВАНИЕ - 
1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями; 
2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 

ОБРАЗОВАНИЕ - форма деятельности личности, которая предшествует всем другим видам деятельности. Без развитой системы образования не может быть серьёзных достижений ни в одной сфере общественной жизни. 

ПРОСВЯЩЕНИЕ - распространение знаний, образования.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - период социализации, совпадающий с периодом получения формального образования.

САМООБРАЗОВАНИЕ - управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Религия
ПОЛИТЕИЗМ - это вера во многих богов, многобожие.

МОНОТЕИЗМ (от греческого μόνος ("один") и θεός, ("бог") - "единобожие") - противопоставляемое политеизму учение о едином Боге, выражающем идею концентрации мировой власти и вселенской мудрости в одном лице.

РИТУАЛЬНЫЕ РЕЛИИИ - это религии, в которых основное значение имеет особым образом регламентированное ритуальное поведение, а не концепция миропорядка и верования.

ТОТЕМИЗМ - представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже - с растением или природным явлением. 

АНИМИЗМ - вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.

ФЕТИШИЗМ- культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.

Искусство
ИСКУССТВО - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

ФОРМА БЫТИЯ ИСКУССТВА - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Мораль
МОРАЛЬ - это один из способов регулирования поведения людей в обществе.

МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

ГУМАНИЗМ - признание человека высшей ценность. 

АЛЬТРУИЗМ - бескорыстное служение ближнему. 

МИЛОСЕРДИЕ - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся.

КОЛЛЕКТИВИЗМ - сознательное стремление содействовать общему благу.
отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности.
эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.

НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

ЭТИКА - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества.