Главная Летний отдых Летний отдых Программа летнего лагеря
Программа летнего лагеря
Автор: Н.Ю.Исаченкова   

МОУ Становская средняя общеобразовательная школа

Ржевского района Тверской области

 

 

 

 

 

Программа

летнего лагеря «Родник»

с дневным пребыванием детей

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

Информационная карта программы

 

Полное название программы

Программа летнего лагеря «Родник» с дневным пребыванием детей

Место реализации

МОУ Становская сш Ржевского района Тверской области

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Направления деятельности

Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

Краткое содержание программы

Программа содержит мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

Количество учащихся, возраст

I смена – 47 (7 – 16 лет)

II смена – 25 (6 – 15 лет)

Количество смен, сроки

I смена – 5 – 26 июня

II смена – 1 – 21 августа

Адрес, телефон, e-mail

172367

Тверская область, Ржевский район, д. Кокошкино, ул. Банная, д. 10

Тел.: 8(48232)74-0-37

E-mail: stanovskaya-shkola@yandex.ru

Пояснительная записка

Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводятся 2 смены в лагере дневного пребывания на базе МОУ Становской сш. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана программа.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы летнего оздоровительного лагеря «Родник» - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Цель программы: развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.

Задачи:

  1. Создание условий для организованного отдыха детей.

  2. Приобщение воспитанников к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  3. Формирование культуры поведения, санитарно-гигиенической культуры.

  4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.

  5. Организация среды, предоставляющей ребёнку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  6. Формирование у школьников навыков толерантного общения.

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманизации отношений — построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху;

  • принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности — результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;

  • принцип демократичности — участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей;

  • принцип дифференциации воспитания — дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой; взаимосвязь всех мероприятий; активное участие детей во всех видах деятельности;

  • принцип творческой индивидуальности — творческая индивидуальность — это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап (май). Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).

Организационный этап (I смена — июнь; II смена - август) Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы;

  • формирование органов самоуправления;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

Основной этап (I смена — июнь; II смена - август)

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел.

Заключительный этап (I смена — июнь; II смена - август)

  • закрытие смены (последний день смены);

  • сбор отчетного материала;

  • анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

  • выпуск видеодневника (презентации)



Направления и виды деятельности

1. Физкультурно-оздоровительный модуль.

Задачи: вовлечение детей в различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности; выработка и укрепление гигиенических навыков; расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы работы:

  • утренняя гимнастика;

  • подвижные игры на спортивной площадке и в спортивном зале;

  • эстафеты, спортивные игры;

  • беседы «Моё здоровье».

2. Эстетический модуль.

Задачи: прививать детям эстетический вкус; формировать навыки культурного поведения, общения; пробуждать в детях чувство прекрасного.

Основные формы работы:

  • выставки рисунков и поделок;

  • просмотр фильмов, мультфильмов;

  • КТД;

  • концертно-развлекательные программы.

3. Трудовой модуль.

Задачи: формирование трудовых навыков и их совершенствование; воспитание у детей таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию, ответственность, бережливость; формирование чувства коллективизма в процессе труда.

Основные формы работы:

  • труд по самообслуживанию (дежурство по столовой, по отряду);

  • уборка территории.;

  • работа на пришкольном участке.

4. Образовательный модуль.

Задачи: расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; реализация детьми знаний и умений.

Основные формы работы:

  • поездки, экскурсии;

  • беседы, лекции;

  • интеллектуальные игры.

5. Патриотический модуль.

Задачи: воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими историю своей страны, культуру, традиции своей семьи; приобщение к духовным ценностям российской истории.

Основные формы работы:

  • интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя»;

  • участие в мероприятиях сельского округа;

  • посещение школьного музея;

  • уход за территорий братских захоронений;

  • участие в митинге к Дню Памяти и Скорби (22 июня).

6. Досуговый модуль.

Задачи: вовлечение всех воспитанников в досуговую деятельность, в подготовку отрядных и общелагерных мероприятий.

Основные формы работы:

  • творческие конкурсы (чтецов, отрядных девизов и песен);

  • праздники;

  • театрализованные представления.



Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

  • «Правила пожарной безопасности»

  • «Правила поведения на прогулках»

  • «Правила при поездках в автотранспорте»

  • «Безопасность при проведении спортивных мероприятий»

  • «Правила дорожного движения»

 

Организация взаимодействия летнего лагеря с социумом

Летний лагерь «Родник» с дневным пребыванием детей







 

Школьная библиотека

Дом культуры

д. Кокошкино

 

 

 

Сельская библиотека

 

 

 

 

 

Учебно-методическое оснащение программы

 

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.

  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- укрепление здоровья детей;

- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;

- расширение социального опыта;

- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;

- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

План работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Родник»

I смена

п/п

Мероприятие

Дата

1.

«Здравствуй, лето красное, веселое прекрасное»

1. Открытие оздоровительной площадки

2. Создание отрядов, распределение обязанностей, оформление отрядных уголков, разучивание песен, речевок

3.Спортивные соревнования «Сильные, смелые, ловкие»

4.Беседа по ТБ для учащихся на спортплощадке, стадионе

06.06.13

2.

«День отрядных затей»

1. Спортивно-игровая программа «Лучшие из лучших»

2. «Давайте познакомимся» - представление отрядов

3. Оздоровительные игры на свежем воздухе

07.06.13

3.

«Окно в природу»

1 .Эрудит-лото «Летающие цветы»

2.Экологическое театрализованное представление «Не бойся, мы с тобой!»

3.Оздоровительные игры на свежем воздухе

4.Беседа «Осторожно - клещи!»

08.06.13

4.

«Хочу все знать»

1 .Конкурсно-игровая программа «Праздник сушек»

2. «На дворе у нас игра» - игры на свежем воздухе

3.Беседа «Солнечный и тепловые удары. Первая помощь»

10.06.13

5.

«День моей Родины»

1. Тематический час «История флага российского»;

2.Интеллектуально-познавательная игра «Горжусь тобой, моя Россия!»

3. Игры на свежем воздухе

11.06.13

6.

«День моей Родины»

1 «Россия – родина моя.»

2.Конкурс аппликаций, рисунков, поделок из бросового материала на тему «Моя маленькая родина»

3. «Неувядающая красота природы» - презентация

4.Оздоровительные игры на свежем воздухе

 

13.06.13

7.

«День зеленого огонька»

1.Конкурсная программа по ПДД «Мы правила все знаем и все их выполняем»

2.Конкурс рисунков по ПДД «Чтобы не было беды»

3.Беседа-тренинг «Поведение пешеходов на проезжей части»

4.Оздоровительные игры «Путешествие по городу Светофорску»

14.06.13

8.

«День смекалки»

1 .Познавательно-развлекательная игра «Этикет для всех»

2.Конкурс рисунков, подарков для друга

3.Беседа - практикум «Упражнения по предупреждению плоскостопия»

4.Оздоровительные игры

15.06.13

9.

«День сказки»

1 .Игровая программа «Хоровод сказок»

2.Кокурс аппликаций и рисунков «Моя любимая сказка»

3.Минута лечебной физкультуры. Беседа «Береги зрение смолоду»

4.Оздоровительные игры

17.06.13

10

«День Здоровья»

1. Конкурс рисунков « Мой любимый герой»

2.Спортивно-игровая программа «Состязания здоровячков»

3.Этическая беседа «Правила этикета»

4. Оздоровительные игры на свежем воздухе

18.06.13

11.

«День девочек»

1. Конкурс «Мисс Лето»

2. Психологический тренинг по ЗОЖ «Жизнь-радуга»

3. Оздоровительные игры на свежем воздухе

19.06.13

12

«День мальчиков»

1 .Спортивно-развлекательное мероприятие «Мистер Лето»

2.Рисунки на асфальте на тему «Счастливое детство»

3.Профилактическая беседа «Предупреждение сколиоза»

4.Оздоровительные игры на свежем воздухе

20.06.13

13

«Все начинается с привычки»

1.Беседа о вредных привычках «Искусство сказать- Нет!»

2.Конкурс плакатов, рисунков, аппликаций на тему «Нет - вредным привычкам!»

3. Беседа по ЗОЖ «Пищевые отравления и их проявления»

4. Оздоровительные игры на свежем воздухе

21.06.13

14

День памяти и скорби.

1. Час памяти «Завтра была война».

2. Конкурс стихов о войне «Шел в атаку яростный 41-й год!»

3. Военно - спортивная игра «В одном строю».

22.06.13

15.

 

«День Нептуна»

1. Театрализованное представление « День Нептуна»

2. Игра « Поливай-ка»

3. Беседа «Будь осторожен на воде!»

24.06.13

16.

«День противопожарной безопасности»

1.Познавательно-развлекательная игра «Чтобы не было беды»

2.Беседа - презентация «Осторожно, огонь!» 3.Оздоровительные игры на свежем воздухе

25.06.13

17.

 

«День знаек»

1. Развлекательная программа «Незнайкины друзья»

2.Беседа с ролевыми играми «Если добрый ты - это хорошо»

3.Стихи и рисунки о дружбе

4.Оздоровительные игры на свежем воздухе

26.06.13

18.

«Закрытие лагерной смены»

1. «Мы все таланты» - праздник песен, танцев и шуток.

2. Награждение активистов и победителей конкурсов

З. Оздоровительные игры на свежем воздухе

27.06.13