Главная Учителям открытый урок русского языка 4 класс
открытый урок русского языка 4 класс

МА: « Основные типы склонений. Понятие о 1склонении имён существительных».

ЦЕЛЬ:

дать понятие о 1 склонении имён существительных в русском языке;закреплять знания о падежах, грамматических признаках при разборе предложений, развивать речь, память, воображение, интерес к предмету, наблюдательность

показать грамматические особенности имён существительных первого склонения;

учить работать по опорным схемам;

вырабатывать навыки коллективной и групповой работы.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: доска с записями, доска магнитная, карточки со словами и текстом, таблица и опорные схемы, музыкальное сопровождение, мультимедийный ряд, картинки с ежиком, грибами и ягодами.

 

1.Орг. момент.

 

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся «Добрый день»

(Учащиеся стоя проговаривают вслух)

« Быть должны у нас в порядке,

Ручки ,книжки и тетрадки,

А девиз у нас какой?

Всё, что надо под рукой»

Садятся: «Спинка прямая, локти у края»

 

-Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)

 

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

 

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

 

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

 

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

 

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

 

Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с пословицей:

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

2. У.Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем

3. ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО

На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально.

Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей.

И.п. кто? что?

Р. п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В. п. кого? что?

Т. п. кем? чем?

П. п. о ком? о чём?

А теперь прочитайте стихи и сказки про падежи, которые вы сочинили дома.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

- Готовим руки к работе. (растирание пальчиков, мытьё рук, встряхивание кистей).

4. УПРАЖНЕНИЕ В ЧИСТОПИСАНИИ.

Запишите число и пожелание.

 

Восемнадцатое ноября Желаю удачи!

Чистописание.

 

Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз
Золото добывают из земли,
а знания из книг.

 

 

- Какое полезное ископаемое добывают в нашей стране?

-Нефть.

-Указать части речи.

- Найти однородные члены. Как они связаны?

 

6.Зрительная гимнастика. Бегущий огонёк.

 

Подведём итог и проверим ваши знания при помощи блиц-опроса.

1. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)

2. Постоянный признак имен существительных… (род)

3.Часть слова без окончания … (основа).

4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)

5. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).

6. Имена существительные изменяются по … (числам ).

7. Изменяются по падежам.(И.п,Р.п,и т.д.)

 

7. Словарная работа.( Соловьев Иван)

Узнай слово по его лексическому значению.

1.Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования.(библиотека)

2.Тот, кто учится в школе.(ученик)

3.Продукт питания, белая жидкость.(молоко)

4.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.(тетрадь)

5.Город-герой, столица России.(Москва)

6.Разговор между друзьями ( беседа)

7.Здание для ожидания поезда, автобуса (вокзал)

8. Собрание каких-либо предметов (коллекция)

6. Победа,веялка( значение слова "веялка)

-Определить число, род.

2 ученика работают по карточкам( Григорьева К, Объедков Андрей)

Определить падеж существительных.

 

П р о в е р ь
1.В жаркий полдень шли ребята
по
дороге
полевой.
2.Вдруг они увидели
в поле клубы дыма.
3. Это горела спелая рожь.
4. Коля и Сережа кинулись тушить пожар
5. Миша помчался
в село.
7. Они стали заваливать рожь пластами свежей
земли.

 

5. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.


НКЛЕСОЕИН

 

5 2 3 6 1 4 9 8 7 (склонение)

 

Запишите тему урока.

"Первое склонение существительных."

 

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Имена существительные в русском языке бывают трёх склонений: 1,2, 3-го. Склонение можно определить по начальной форме - именительному падежу единственного числа.

Мы будем знакомиться со склонениями постепенно, сегодня узнаем о первом скл.

2. Работа по опорной таблице.

1 склонение

-а -я

берёза

земля Анна

ФИЗМИНУТКА.
Каждый день по утрам делаем зарядку. (ходьба)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

(по тексту)

Работа по учебнику, с.85, упр.41.

Выполнение по заданию(1 ученик у доски- Багян Артем)

Чтение правила, с.85.

Самостоятельная работа(у.42,с.86) Сорокина Валя

Мама,тетя, беседа, библиотека. папа, дядя, дорога, дыня, келья, победа, веялка, сеялка, шалунья, бакалея, статуя.(бакалея-это сухие съестные товары:чай,сахар, кофе.мука. крупа), Келья-комната монаха.

Устно, у.43,с.87.( окончания сущ с мягкой основой, с.89- с твердой основой)

Вывод: У имен существительных 1 склонения с твердой и мягкими основами безударные и ударные окончания пишутся одинаково

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)

Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)

Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)

Свежая, русская, интересная, ежедневная …(газета)

Новое, меховое, дорогое, тёплое … (пальто)

 

Найди сущ. 1 склонения

 

8.Составь предложение используя слова.

 

Маленький, не может , ежик, из-за, иголки, колкие, мешают, на спине, заснуть, ему.

 

Разберите по членам предложение, дайте характеристику предложению, укажите части речи, определите род. число. падеж сущ.

Объясните все изученные орфограммы. ( Поляев Влад)

Давайте послушаем и исполним песенку про ежика.

 

Исполнение песни" Бедный ежик"

 

7. Рефлексия. Чтобы настроение было хорошим, давайте ежику подарим сладостей ( грибы, ягоды)

 

Давайте оценим свою работу и работу учителя

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме

 

1.Я умею определять 1 склонение сущ + или -

 

2.На уроке работал хорошо +

удовлетворительно +

плохо +

я старался +

 

3. Объяснения учителя понятные +

непонятные -

4. Настроение отличное +

плохое -

 

5. Оценка учителя справедливая +

нет -

6. Урок понравился +

нет -

 

Домашнее задание. С.87, упр.44, правило, с 85-86,89. оценки.