МА: « Основные типы склонений. Понятие о 1склонении имён существительных».
ЦЕЛЬ:
дать понятие о 1 склонении имён существительных в русском языке;закреплять знания о падежах, грамматических признаках при разборе предложений, развивать речь, память, воображение, интерес к предмету, наблюдательность
показать грамматические особенности имён существительных первого склонения;
учить работать по опорным схемам;
вырабатывать навыки коллективной и групповой работы.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска с записями, доска магнитная, карточки со словами и текстом, таблица и опорные схемы, музыкальное сопровождение, мультимедийный ряд, картинки с ежиком, грибами и ягодами.
1.Орг. момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся «Добрый день»
(Учащиеся стоя проговаривают вслух)
« Быть должны у нас в порядке,
Ручки ,книжки и тетрадки,
А девиз у нас какой?
Всё, что надо под рукой»
Садятся: «Спинка прямая, локти у края»
-Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.
(Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.
Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с пословицей:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
Как вы ее понимаете?
Дети. Мы узнаем что-то новое.
2. У.Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем
3. ПРОВЕРКА ПРОЙДЕННОГО
На доске выставлены названия падежей в нарушенном порядке. (Т.п. В.п. И. п. Д.п. П. п. Т. п.) Найдите ошибки, расставьте названия падежей по порядку. Повторение падежей хором и индивидуально.
Подставьте подходящие вопросы к названиям падежей.
И.п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чём?
А теперь прочитайте стихи и сказки про падежи, которые вы сочинили дома.
3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
- Готовим руки к работе. (растирание пальчиков, мытьё рук, встряхивание кистей).
4. УПРАЖНЕНИЕ В ЧИСТОПИСАНИИ.
Запишите число и пожелание.
Восемнадцатое ноября Желаю удачи!
Чистописание.
-
Зл Зо Зв Зн ез оз уз аз Золото добывают из земли, а знания из книг.
|
- Какое полезное ископаемое добывают в нашей стране?
-Нефть.
-Указать части речи.
- Найти однородные члены. Как они связаны?
6.Зрительная гимнастика. Бегущий огонёк.
Подведём итог и проверим ваши знания при помощи блиц-опроса.
1. Часть речи, обозначающая название предмета… (имя существительное)
2. Постоянный признак имен существительных… (род)
3.Часть слова без окончания … (основа).
4. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . . (имя существительное)
5. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
6. Имена существительные изменяются по … (числам ).
7. Изменяются по падежам.(И.п,Р.п,и т.д.)
7. Словарная работа.( Соловьев Иван)
Узнай слово по его лексическому значению.
1.Учреждение, где хранятся и выдаются книги для пользования.(библиотека)
2.Тот, кто учится в школе.(ученик)
3.Продукт питания, белая жидкость.(молоко)
4.Сшитые листы чистой бумаги в обложке.(тетрадь)
5.Город-герой, столица России.(Москва)
6.Разговор между друзьями ( беседа)
7.Здание для ожидания поезда, автобуса (вокзал)
8. Собрание каких-либо предметов (коллекция)
6. Победа,веялка( значение слова "веялка)
-Определить число, род.
2 ученика работают по карточкам( Григорьева К, Объедков Андрей)
Определить падеж существительных.
П р о в е р ь 1.В жаркий полдень шли ребята по дороге полевой. 2.Вдруг они увидели в поле клубы дыма. 3. Это горела спелая рожь. 4. Коля и Сережа кинулись тушить пожар 5. Миша помчался в село. 7. Они стали заваливать рожь пластами свежей земли.
5. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.
- Решите ребус на доске, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
НКЛЕСОЕИН
5 2 3 6 1 4 9 8 7 (склонение)
Запишите тему урока.
"Первое склонение существительных."
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Имена существительные в русском языке бывают трёх склонений: 1,2, 3-го. Склонение можно определить по начальной форме - именительному падежу единственного числа.
Мы будем знакомиться со склонениями постепенно, сегодня узнаем о первом скл.
2. Работа по опорной таблице.
1 склонение
-а -я
берёза
земля Анна
ФИЗМИНУТКА. Каждый день по утрам делаем зарядку. (ходьба) Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, руки поднимать.
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
(по тексту)
Работа по учебнику, с.85, упр.41.
Выполнение по заданию(1 ученик у доски- Багян Артем)
Чтение правила, с.85.
Самостоятельная работа(у.42,с.86) Сорокина Валя
Мама,тетя, беседа, библиотека. папа, дядя, дорога, дыня, келья, победа, веялка, сеялка, шалунья, бакалея, статуя.(бакалея-это сухие съестные товары:чай,сахар, кофе.мука. крупа), Келья-комната монаха.
Устно, у.43,с.87.( окончания сущ с мягкой основой, с.89- с твердой основой)
Вывод: У имен существительных 1 склонения с твердой и мягкими основами безударные и ударные окончания пишутся одинаково
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)
Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)
Свежая, русская, интересная, ежедневная …(газета)
Новое, меховое, дорогое, тёплое … (пальто)
Найди сущ. 1 склонения
8.Составь предложение используя слова.
Маленький, не может , ежик, из-за, иголки, колкие, мешают, на спине, заснуть, ему.
Разберите по членам предложение, дайте характеристику предложению, укажите части речи, определите род. число. падеж сущ.
Объясните все изученные орфограммы. ( Поляев Влад)
Давайте послушаем и исполним песенку про ежика.
Исполнение песни" Бедный ежик"
7. Рефлексия. Чтобы настроение было хорошим, давайте ежику подарим сладостей ( грибы, ягоды)
Давайте оценим свою работу и работу учителя
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме
1.Я умею определять 1 склонение сущ + или -
2.На уроке работал хорошо +
удовлетворительно +
плохо +
я старался +
3. Объяснения учителя понятные +
непонятные -
4. Настроение отличное +
плохое -
5. Оценка учителя справедливая +
нет -
6. Урок понравился +
нет -
Домашнее задание. С.87, упр.44, правило, с 85-86,89. оценки.
|