Главная Родителям Родительское собрание
Родительское собрание
Автор: С. Н. Тихомирова   

Внедрение здоровьесберегающих технологий
в образовательный и воспитательный процесс школы.
Тихомирова С.Н.
Родительское общешкольное собрание
17.12. 2010 г.

Прежде, чем начать разговор, напомню древнюю мудрость, дошедшую до нас с Востока: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось».

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, это забота родителей и школы. Педагогическая общественность осознает, что и учитель может сделать для здоровья школьника много полезного, но не без участия родителей.

Поэтому одним из приоритетных направлений школы сейчас выбирается здоровьесбережение. Школа должна обеспечивать охрану здоровья школьников, формировать культуру здоровья, закладывать фундамент благополучия будущих поколений. Наша школа тоже не исключение и одна из школьных задач: внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный, воспитательный процесс.

В основу своей работы мы положили принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса:
Принцип ненанесения вреда – строить образовательный процесс так, чтобы здоровье детей сохранилось, а по возможности и улучшалось.
Принцип действенной заботы о здоровье детей – все происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологического состояние и здоровье учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося.
Принцип контроля за результатами, основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе как всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.


Какие же шаги предпринимаются для создания благоприятных условий сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Проведена маркировка мебели в соответствии с ростом учащихся.

Соблюдаются в школе питьевой режим, режим проветривания, режим питания, прогулки на свежем воздухе — динамические паузы 1- 5 кл.

Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе. Успешный человек счастлив. Он стремится повторить свой успех.

Для создания благоприятного психологического климата используются различные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Не маловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Десять советов родителям

Совет 1. Желательно выяснить не только свое состояние здоровья, но и своих родителей, дедушек и бабушек. Это позволит установить возможные риски хронических заболеваний у ребенка или его предрасположенность к болезням.

Совет 2. Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием.

Совет 3. Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка.

Совет 4. Только точно зная диагноз заболевания, можно вместе с врачом наметить пути лечения и реабилитации (восстановления) здоровья ребенка.

Совет 5. Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание.

Совет 6. Помните, что движение — это жизнь.

Совет 7. Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес, формирование костно-мышечной системы, особенно позвоночника и стоп; следите за осанкой, исправляйте ее нарушение физическими упражнениями.

Совет 8. Учитесь понимать ребенка по его поведению, настроению; учитывайте особенности его характера в общении: не торопите медлительного, успокаивайте вспыльчивого. Если ребенок раздражен, отвлеките его внимание от «раздражителя», переключите на другой вид деятельности или дайте ему возможность отдохнуть. Главное — не усугублять конфликта или проблемы наказаниями.

Совет 9. Помогайте ребенку во всем в учебе, соблюдении режима, в преодолении школьных трудностей; консультируйтесь с учителем.

Совет 10. Читайте научно-популярную литературу по проблемам здоровья детей и его сбережения.


Рекомендации родителям по сохранению здоровья школьников.

В конституции РФ написано, что ответственность за здоровье ребёнка несёт в первую очередь родитель. Поэтому, только совместные усилия родителей, медиков и учителей смогут помочь детям сохранить здоровье во время учебы в школе.

Целью рекомендаций является помощь родителям в правильной организации условий дома для успешной учёбы в школе, а также правильной организации медицинского наблюдения за ребёнком на время учёбы.

1. Обеспечение ребёнка правильным сбалансированным питанием – обязательный горячий завтрак перед школой, обед, полдник, ужин до 19 часов.

2. Контроль за одеждой ребёнка: недопустимо ношение в школе грязной и рваной одежды, одежды с надписями и портретами, одежды оголяющей тело, мини-юбок, обуви на высоких каблуках; украшений, бросающихся в глаза.

3. Контроль за соблюдением ребёнком режима дня, выполнения водных процедур, зарядки.

4. Своевременное и правильное реагирование на требования как медиков, так и педагогов посетить лечебные учреждения. Своевременное предоставление сведений о состоянии здоровья ученика.

5. Следить за выполнением домашних заданий, оценивая правильность
осанки за столом. Обеспечить ребёнка ранцем для учебников и следить
за его использованием.

6. Помнить, что такие страшные и неизлечимые болезни как наркомания
и алкоголизм берут своё начало в раннем возрасте и являются результатом
бездуховности и безнравственности. Поэтому ответственными за
нравственное и духовное воспитание своего чада являетесь вы,
родители, ваш жизненный пример, ваш опыт.



Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
В научно-методической литературе педагогическая технология рассматривается как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств, приводящих к высоким результатам в обучении и воспитании детей. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие. Они основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Целью нашей школы является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием и самообразованием, найти свое место в жизни, творчески реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты организации обучения и воспитания детей в школе:
– приведение в соответствии с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы: мебели, режима освещения, проветривания помещений, режима работы школы (школа работает в одну смену), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта,
– динамические паузы в начальной школе и в 5 классе,
– не превышение максимальной учебной нагрузки учащихся,
– организация питания учащихся,
введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры (со следующего уч. Года),
открыт кабинет ЗДОРОВЬЯ — цель которого учить, рассказывать как заботится о своем здоровье,
–ведутся уроки основ безопасности жизнедеятельности учащихся,
– применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе.
Однако ещё не все сделано для того, чтобы учебно-воспитательный процесс только положительно влиял на здоровье учащихся.